For every step in any walk, any town of any thought I'll be your guide...
Россия. 2009 г.
Режиссёр Павел Лунгин.
Драма.
При всём моём скептицизме в отношении современного отечественного кинематографа – речь идёт только о том, что выходит в широкий прокат – не пойти на новую совместную работу Павла Лунгина и Петра Мамонова я просто не мог. И дело вовсе не в том, что после более чем удачного «Острова» иного варианта, как пойти, не представлялось. Нет. Не ждал я «Царя», не томился в предвкушении премьеры, не следил за новостями. Всё решил трейлер, который, совершенно случайно попавшись мне на глаза, оставил внутри явное желание – увидеть.
Действие картины происходит во второй половине шестнадцатого века. Идёт Ливонская война. Царю Ивану Васильевичу повсюду мерещатся враги и изменники. Залитая кровью Русь находится под строгим надзором опричников. В эти тёмные времена Московская Православная Церковь остаётся без митрополита. И царь предлагает высший духовный сан другу своего детства, игумену Соловецкого монастыря Филиппу Колычеву…
Первый вопрос, возникающий при просмотре фильмов, основанных на исторических событиях, это – точно ли то, что мы видим на экране? Так ли оно было в действительности? Естественно, что и в данном случае было не обойтись без этого. И ещё до начала официального проката «Царь» помимо хвалебных отзывов подвергся и жёсткой критике. В частности, как фильм являющийся «страшной пародией на Россию». Так это или нет? Вопрос, на который у каждого свой ответ. Но глядя на то, что происходит вокруг, вспоминая то, что происходило здесь шестьдесят-семьдесят лет назад, какой вы представляете себе более далёкое прошлое этой страны? По мне – так Россия была и до сих пор остаётся «страшной пародией» на жизнь. Что уж говорить о временах, описанных в картине Лунгина.
Другой вопрос, что хотел показать своим фильмом режиссёр? Какие цели он ставил перед собой? Нужна ли ему была достоверность или нет? Лично я после просмотра не думал об этом фильме, как об историческом. Меня в «Царе» гораздо более заинтересовал диалог между главными героями, спор между Тьмой и Светом, отношения между человеком и Богом. И если Лунгин хотел рассказать нам именно об этом, то он, безусловно, справился со своей задачей.
Тем не менее, главным козырем «Царя» является вовсе не режиссёрская работа. Не будь в этом фильме такого блистательного актёрского состава, судьба детища Павла Лунгина могла сложиться несколько иначе. Но, как известно, роль противоречивого царя изначально писалась с расчётом на Петра Мамонова. В итоге стопроцентное соответствие образу. А роль оппонента Ивана Грозного исполнил Олег Янковский. Его митрополит – тихий, спокойный и мудрый. Завораживающая игра великого русского актёра, для которого эта роль стала последней.
Дуэт Мамонова с Янковским великолепен. Кто из них лучший? Лучшего нет. Они оба на высоте. Глядя на их незабываемую игру, невольно ощущаешь гордость за то, что это наши актёры.
Наши, и нигде в другом месте таких быть не может.
Режиссёр Павел Лунгин.
Драма.
При всём моём скептицизме в отношении современного отечественного кинематографа – речь идёт только о том, что выходит в широкий прокат – не пойти на новую совместную работу Павла Лунгина и Петра Мамонова я просто не мог. И дело вовсе не в том, что после более чем удачного «Острова» иного варианта, как пойти, не представлялось. Нет. Не ждал я «Царя», не томился в предвкушении премьеры, не следил за новостями. Всё решил трейлер, который, совершенно случайно попавшись мне на глаза, оставил внутри явное желание – увидеть.
Действие картины происходит во второй половине шестнадцатого века. Идёт Ливонская война. Царю Ивану Васильевичу повсюду мерещатся враги и изменники. Залитая кровью Русь находится под строгим надзором опричников. В эти тёмные времена Московская Православная Церковь остаётся без митрополита. И царь предлагает высший духовный сан другу своего детства, игумену Соловецкого монастыря Филиппу Колычеву…
Первый вопрос, возникающий при просмотре фильмов, основанных на исторических событиях, это – точно ли то, что мы видим на экране? Так ли оно было в действительности? Естественно, что и в данном случае было не обойтись без этого. И ещё до начала официального проката «Царь» помимо хвалебных отзывов подвергся и жёсткой критике. В частности, как фильм являющийся «страшной пародией на Россию». Так это или нет? Вопрос, на который у каждого свой ответ. Но глядя на то, что происходит вокруг, вспоминая то, что происходило здесь шестьдесят-семьдесят лет назад, какой вы представляете себе более далёкое прошлое этой страны? По мне – так Россия была и до сих пор остаётся «страшной пародией» на жизнь. Что уж говорить о временах, описанных в картине Лунгина.
Другой вопрос, что хотел показать своим фильмом режиссёр? Какие цели он ставил перед собой? Нужна ли ему была достоверность или нет? Лично я после просмотра не думал об этом фильме, как об историческом. Меня в «Царе» гораздо более заинтересовал диалог между главными героями, спор между Тьмой и Светом, отношения между человеком и Богом. И если Лунгин хотел рассказать нам именно об этом, то он, безусловно, справился со своей задачей.
Тем не менее, главным козырем «Царя» является вовсе не режиссёрская работа. Не будь в этом фильме такого блистательного актёрского состава, судьба детища Павла Лунгина могла сложиться несколько иначе. Но, как известно, роль противоречивого царя изначально писалась с расчётом на Петра Мамонова. В итоге стопроцентное соответствие образу. А роль оппонента Ивана Грозного исполнил Олег Янковский. Его митрополит – тихий, спокойный и мудрый. Завораживающая игра великого русского актёра, для которого эта роль стала последней.
Дуэт Мамонова с Янковским великолепен. Кто из них лучший? Лучшего нет. Они оба на высоте. Глядя на их незабываемую игру, невольно ощущаешь гордость за то, что это наши актёры.
Наши, и нигде в другом месте таких быть не может.